Что такое домены третьего уровня, как их можно использовать и чем они лучше подпапок

Что такое домены третьего уровня, как их можно использовать и чем они лучше подпапок

Владельцам крупных интернет-проектов одного доменного имени может быть недостаточно. Для решения определённых задач часто используются вспомогательные поддомены. В статье подробно разберем домен третьего уровня — что это такое, какие задачи решает и когда его лучше использовать.

Система доменов

При загрузке сайта происходит обмен информацией между устройством (ПК, телефон) и физическим хранилищем, на котором размещен сайт и все его файлы. Но на одном сервере может располагаться до нескольких сотен веб-ресурсов. Чтобы пользователь мог напрямую запрашивать конкретный сайт, введена система доменных имен. У каждого интернет-ресурса есть уникальный адрес, который мы вбиваем в поисковую строку браузера.

Доменная зона

Это домены верхнего (первого) уровня, которые регистрирует организация ICAAN. Условно разделены на несколько категорий:

  1. Географические (зональные).
    Домены .RU, .EU, .DE, .ASIA привязаны к конкретному государству или региону.
  2. Международные.
    Домены .COM, .ORG, .NET доступны для регистрации по всему миру.
  3. Тематические.
    Домены .SITE, .FAN, .GAME также свободно распространяются.

Сайты в национальных доменных зонах регулируются местными законами. Например, гражданин России может зарегистрировать имя типа myshop.de только при наличии бизнеса в Германии.

Какими бывают домены второго уровня

Доменные имена регистрируются индивидуально для каждого веб-ресурса. От основной зоны верхнего уровня отличаются дополнительным названием, например:

  • adminvps.ru,
  • google.com.

В России домен 2-го уровня может зарегистрировать и организация, и частное лицо. Регулированием занимаются регистрационные центры. Приобрести доменное имя можно на 1 год с правом продления. Адреса в пределах одной зоны уникальны, включают одно слово или фразу через дефис.

Что такое домен третьего уровня

После основного адреса следуют поддомены (они же субдомены), отделяемые от второго уровня точкой, например:

  • ru.site.com,
  • my.adminvps.ru.

Домен третьего уровня — это адрес отдельного сайта с собственным корневым каталогом. Связан с основным доменным именем и является его поддоменом. Чаще всего располагается на том же сервере, но может быть перенесен и на другой аккаунт или даже хостинг. Используется независимо или в рамках домена второго уровня.

Поддомен часто указывает, где находится пользователь:

  • mos.site.ru — московское отделение;
  • spb.site.ru — отделение в Санкт-Петербурге.

Но может использоваться и по другим приниципам:

  • reg.site.ru — страница регистрации;
  • ivan299.site.ru — анкета или блог пользователя с логином ivan299.

Часть адреса, относящаяся к третьему уровню, не имеет ограничения по наименованию. Но владельцы сайтов стараются регистрировать понятные пользователям названия. В ряде случаев субдомен имеет произвольный адрес:

  • при выполнении временных задач («черновой» поддомен для тестов);
  • выдача технического поддомена провайдером при покупке хостинга без домена.

Субдомен служит альтернативой директории с подпапками, при использовании которой адрес сайта имеет вид: site.ru/mos или site.ru/reg.

В зоне поддомена иногда используется несколько каталогов, под которые выделяются домены 4-го уровня вида: test.mos.site.ru.

Преимущества домена 3 уровня

Благодаря поддоменам владелец сайта избавляется от ограничений, с которыми сталкивается при использовании подпапок. Разберём на наглядных примерах.

Зарубежное и региональное продвижение

У бизнеса появляется возможность создать отдельный сайт для каждого представительства, например:

  • site.ru (главный проект организации в России);
  • by.site.ru (отделение в Беларуси);
  • ch.site.ru (представительство в Китае).

Домены 3 уровня используются и для продвижения внутри страны. Например, компания из Москвы для офисов в Санкт-Петербурге и Новосибирске использует сайты:

  • spb.site.ru,
  • nsk.site.ru.

Такое использование поддоменов позволяет крупным сетевым компаниям расширить маркетинговую стратегию:

  • указать уникальные для конкретного филиала преимущества;
  • вывести в первую очередь популярные местные товары;
  • представить фото и видео регионального офиса (склада, цеха);
  • оптимизировать веб-ресурс под локальные ключевые запросы, что положительно скажется на позициях в поисковой выдаче.

Отдельный сайт на субдомене позволяет привлекать потенциальных клиентов в каждом городе местными предложениями, преимуществами и достижениями.

Разграничение задач

Многопрофильные проекты распределяют направления деятельности между субдоменами. Например, крупный автосервис autocar-site.ru для каждого вида услуг мог бы задействовать отдельный домен третьего уровня:

  • evac.autocar-site.ru — доставка эвакуатором;
  • clean.autocar-site.ru — автомойка;
  • gruz.autocar-site.ru — ремонт грузовых машин.

Система поддоменов упрощает работу над проектом. Администраторы управляют каждый своим сайтом, не создавая конфликты при одновременной работе.

Независимый каталог

Отдельную часть проекта (форум, платный контент) можно сделать обособленной от основного сайта. На домен 3 уровня можно установить отдельную CMS с открытием новых возможностей:

  • Загрузка уникального шаблона (под лендинг, страницу с акцией).
  • Подключение модулей, несовместимых с основным кодом (тот же форум).
  • Отключение на период обновления, не затрагивая работу всего ресурса.

Тестирование проекта

Отдельный домен третьего уровня полезен при работе с кодом или дизайном сайта. Можно создать тестовую версию на поддомене и вносить изменения, не затрагивая основной веб-ресурс.

Иногда на такой субдомен приглашают наиболее активных посетителей или сформированную тестовую группу. Пользователи оценивают изменения и дают советы по улучшению еще до официального внедрения новинок.

Доступность

Домены третьего уровня регистрируются бесплатно, это можно сделать в панели управления регистратора основного доменного имени. А вот второй уровень регистраторы предлагают по цене от 100 руб. в год. Если вам для проекта нужно несколько десятков сайтов, финансово выгоднее будет организовать работу через субдомены.

Недостатки и ограничения

При всех перечисленных выше достоинствах у доменов третьего уровня есть и минусы, сужающие рамки использования:

  • Отсутствие престижа. При виде поддомена целевая аудитория может скептически отнестись к ресурсу. Здесь всё зависит от конкретной тематики и цели проекта.
  • Локационная привязка к домену второго уровня. Чаще всего поддомены физически размещены на одном сервере с основным сайтом, что накладывает определённые ограничения на их использование. В ряде стран закон требует локализации клиентских баз. Субдомен в таком случае  может не подойти.

Сравнение домена третьего уровня с директорией

Чтобы сделать окончательный выбор, сравним особенности поддомена с подпапками:

КритерийДиректорияДомен 3-го уровня
SEO-продвижениеподходит для централизованной раскруткичаще используется для локального продвижения в регионах
Наследованиеподпапкам передаются свойства папокобособлен, не наследует свойства основного доменного имени
Структураподдерживается логическая связь между страницамипараллельный корневой каталог, требуется кнопка возвращения на основной ресурс
Наполнениеобщий контент для всех разделовкарточки товаров или другой контент размещаются независимо
Управлениеединая админ-панельтребует самостоятельного управления
Контрольв рамках владения основным сайтомдоступен без домена второго уровня

Подводя итог, директория с папками — это часть одного WEB-ресурса, а поддомен — независимый сайт, за исключением бана от поисковых систем и регистраторов. Наложенные ограничения распространяются и на субдомены.

Разница аналогична и при сравнении домена четвертого уровня с подпапками поддомена.

Когда стоит использовать домены 3-го уровня

Использование системы субдоменов дает много плюсов. Но одновременно и усложняется поддержка проекта: несколько панелей управления, отдельное наполнение контентом, масштабная SEO-оптимизация. Поэтому такой подход рекомендуется выбирать:

  1. Для регионального продвижения.
  2. Для крупных компаний с разными видами деятельности.
  3. Если разделу требуется индивидуальный шаблон. Это может быть связано с другим оформлением или необходимостью в другой CMS (пример — форум).
  4. Для тестирования нововведений на основном проекте.

Если же требуется внедрение только нескольких категорий товаров или разделов с сохранением общего дизайна, удобнее использовать подпапки.

Выгодна ли регистрация домена третьего уровня

Возможности использования субдоменов зависят от доступа к основному доменному имени. У владельца домена 2-го уровня никаких ограничений по управлению поддоменами не будет.

Совсем другая ситуация складывается при аренде хостинга без регистрации доменного имени. Провайдер всегда предоставляет технический субдомен, используемый для оценки качества услуг перед переносом своих проектов со старого хостинга. Похожая ситуация может возникнуть, например, при использовании онлайн-конструкторов сайтов. Такие сервисы предлагают услуги по упрощенному созданию веб-ресурсов, дополнительно предоставляя субдомен.

В этих случаях поддомен регулируется владельцем домена второго уровня, который вправе:

  • отключить субдомен;
  • разместить на нём рекламу;
  • изменить условия пользования.

В итоге — работа полностью зависит от функционирования основного ресурса. Поэтому использовать привязанный к чужому сайту домен третьего уровня для коммерческого проекта нецелесообразно.

Что будем искать? Например,VPS-сервер

Мы в социальных сетях