Перенос инфраструктуры на облачные платформы в ряде случаев оказывается дороже содержания собственной ИТ-инфраструктуры. Компании, ради экономии отказавшиеся от собственного «железа», теперь вынуждены платить поставщикам услуг по регулярно растущему тарифу.
Облачные сервисы долгое время представлялись идеальным решением со множеством преимуществ, в том числе использовались для снижения расходов. Бизнес массово переносил свою инфраструктуру в чужие облака и в итоге столкнулся с постоянно растущими тратами на их содержание. На эту проблему указывает исследование, проведённое британской облачной компанией Civo. Интернет-издание The Register привело данные, полученные в ходе исследования.
Было обнаружено, что IT-администраторы сомневаются в целесообразности перехода в облачную инфраструктуру, а главная причина сомнений — неоправданные финансовые траты. Неожиданным выглядит и то, что подобными вопросами задаются именно IT-шники, а не финансовые директора или CEO.
В результате опроса сотрудников нескольких организаций, отказавшихся от собственной инфраструктуры и использующих облачные сервисы, в Civo выяснили, что большинство респондентов недовольны состоявшимся переходом: свыше 33 % ответили, что он оказался неэффективен для оптимизации расходов компании. Более половины опрошенных заявили, что с переходом в облака расходы на IT-инфраструктуру начали расти, дополнительно подчеркнув, что эти средства направляются не на поддержку собственного «железа» или ПО, а на инфраструктуру, принадлежащую совсем другим компаниям.
Респонденты более всего оказались недовольны тремя крупнейшими поставщиками облачных услуг — Amazon, Microsoft и Google, которые на первый квартал 2024 года удерживали 31 %, 25 % и 11 % рынка соответственно (по информации сервиса statista.com).
Civo подчёркивает, что все три названные компании регулярно повышают цены на услуги и подтверждает это данными о растущей стоимости базового кластера из трёх узлов с 200 ГБ дискового пространства и включённым объёмом трафика 5 ТБ. Его стоимость в Microsoft Azure поднялась с $ 1278,58 до $ 1458,68 за два года (2022-2024 гг.). В 2024 году стоимость такого сетапа в Google составляет $ 1250,35, а двумя годами ранее — $ 1107,61, цены в Amazon за тот же период выросли с $ 1142,46 до $ 1234,59.
Если проанализировать пример, который приводит Civo, то оказывается, что рост стоимости облачных услуг превысил инфляцию, которая в 2023 году в США находилась на уровне 4,1 %.
Вице-президент по аналитике исследовательской компании Gartner Джон Дэвид-Лавлок (John David-Lovelock) связывает такое неоправданное подорожание с ростом цен на энергоносители и стоимости квалифицированного персонала, затраты на которые в итоге восполняются за счёт конечных потребителей.
Другими словами, расходы облачных компаний растут, а расплачиваются за это клиенты, которые изначально перешли в облака для того, чтобы не тратить, а экономить.
То, что ситуация будет развиваться именно так: поставщики облачных услуг в итоге начнут поднимать их стоимость, а клиенты, уже давно отказавшиеся от собственной инфраструктуры, будут вынуждены соглашаться на новые условия и платить, — можно было предсказать ещё несколько лет назад. В 2022 году аналитическая компания Canalys опубликовала прогноз, говорящий как раз о том, что цены на облака в ближайшее время могут увеличиться на треть.
Читайте по теме: